Цвета сайта
  • Ц
  • Ц
Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Кернинг:
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ

База знаний

Школа Stewart: криволинейные экраны — разница в картинке

С первого же момента, когда Stewart представил изогнутый экран для Домашнего Кинотеатра, список вопросов на тему — а какие преимущества конкретно сулит нововведение — начал расти, как пирог на дрожжах. Мы рассмотрим только основные достоинства, но это поможет понять всю историю технологии. А она грандиозна.

4.png

Коммерческие кинотеатры используют изогнутые экраны уже много лет. Наиболее впечатляющим примером для автора был экран Cinerama в театре Cooper Theater, что в Денвере — это было очень давно. Так что криволинейные экраны — в общем, не новинка, и, конечно же, не новинка для компании Stewart, которая производит их регулярно для коммерческих театров, студий (включая Stag Theater) и авиационных симуляторов. Для сотрудников этих компаний криволинейный экран — не диковинка, а ежедневная рутина.

Но в сегменте Домашний Кинотеатр, изогнутый экран — что называется, новая игра. Первые ДК принесли в дома настоящее ощущение кино. И с началом этой же эры начался длительный застой. Обычно мы видим в ДК экраны формата 16:9 (более точно — 1.78:1). По существу 1.78:1 дает нам то же, что дал бы огромный телевизор. Пардон, такой экран конечно лучше панели, но все равно это не совсем то, чего мы ожидали. Известно, что 1.78:1 — самый распространенный формат матриц DLP (как и LCOS/D-ILA) проекторов, на этом разнообразие и заканчивается.

Нестыковка общей концепции кино и ДК в том, что большинство фильмов сняты в формате Cinemascope, т.е. 2.35:1. Другими словами, ширина картинки в 2.35 раз больше высоты. Cinemascope призван показать в точности задумку режиссера, так как из-за «панорамности» он лучше вовлекает зрителя в сюжет. Для сравнения 2.35:1 и 1.78:1 представим, что мы смотрим на мир через широкое окно (2.35:1) или видим только часть сцены через узкую дверь (1.78:1).

Когда мы смотрим фильм Cinemascope на экране 1.78:1, то получаем черные полосы вверху и внизу — формат letterbox, если хотите. Эта «милая» особенность раздражает. Автор, в частности, нашел несколько причин недовольства — полосы просто не нравятся, нет кинотеатральной ауры и, особенно — они «съедают» около 33% пикселей полезного пространства высокого разрешения Вашего дорогого проектора. Это выглядит как форменное надувательство, поэтому черные полосы — последнее, что хочется видеть на экране.

Относительно простое решение найдено производителями проекторов. Они модифицировали софт в своих скейлерах, который обрезает полосы, а остальную часть картинки растягивает вертикально на всю матрицу, при этом не теряя оригинальных пикселей. Глупые черные полосы уничтожены: теперь можно использовать 100% информации оригинального видеосигнала и ресурсов проектора, за который столько заплачено! Правда, есть «ложечка дегтя» — после такого преобразования персонажи фильма Cinemascope на экране 1.78:1 выглядят высокими и худыми.

Решение уже этой проблемы — анаморфная насадка на объектив проектора. Чем хороши анаморфные линзы — они растягивают картинку горизонтально, сохраняя и натуральную геометрию, и высокое разрешение изображения Cinemascope. По сути, такой скейлер дает 33% увеличение разрешения по сравнению с оригинальным на DVD.

К сожалению, такое решение тоже страдает артефактами. Результатом применения анаморфных линз являются дисторсии — бочкообразные искажения. Чем меньше расстояние проекции, тем лучше видна «бочка». Возвращаясь ко временам ЭЛТ, «бочку» легко было устранить, но у цифровых проекторов такого средства нет (да и не нужно, пока Вы не начнете эксперименты с оптикой и анаморфными линзами). Против данных «козней» физики есть «волшебная палочка» — немного исследований и короткая консультация со Stewart Filmscreen. А разгадка-то и есть криволинейный экран! «Бочка» побеждена, и грандиозный сеанс Cinemascope — так, как задумал режиссер — состоялся.

Когда мы начали устанавливать 10-, 12- и 15-футовые изогнутые широкие экраны, всплыли и другие очевидные достоинства. Это «фут-ламберты» и однородность.

Фут-ламберт — единица яркости: мы об измерениях — сколько отраженного от экрана света приходит в измерительный прибор… т.е. наши глаза. Так как экраны становятся все больше, получить максимум от всей площади полотна — важная задача. В дело вступают основные законы физики и геометрии.

Угол падения всегда равен углу отражения. Это означает, что свет проектора, падающий на края экрана, отражается в направлении стен, но наши глаза находятся в районе кресла… а никак не на стене. Поэтому часть информации о краевых фрагментах изображения для центрального зрителя теряется — мы получаем в ответ лишь незначительную часть «фут-ламбертов». Более понятная трактовка — картинка ближе к краям экрана становится темнее, другими словами — нет яркостной однородности изображения по всему полю экрана. Проблема усугубляется экранами 2.35:1, та как они чрезвычайно широки по горизонтали — по сравнению с экранами прошлого. Еще раз подчеркнем: криволинейные экраны — это панацея.

5.png

Благодаря кривизне экрана, отраженный свет теперь приходит к зрителям (а не стенам), что существенно увеличивает полезную яркость и однородность изображения!

Помимо визуальных есть и улучшения для звука. Благодаря ширине и форме экрана колонки «фронтов» и «центра» могут быть размещены позади акустически прозрачного экрана — то есть туда, где они создадут превосходную акустическую сцену. В первый раз это впечатляет — звук исходит прямо от его визуальных источников на экране — как и должно быть по сюжету! Другими словами, точно та же, какую воспринимал звуковой режиссер, работая с аппаратурой среди актеров, и то, что слышал главный режиссер в качестве единственного зрителя на съемочной площадке. Каков рецепт хорошего звука? Очень просто: совершенствуйте сюрраунд!

Поговорим о педантах и противниках акустически прозрачных экранов. К нам в демозал приходили маститые придирчивые аудио- и видеофилы, которых не информировали, что у нас акустически прозрачные экраны, да еще сертифицированные по THX Ultra. Их резюме интересны: «совсем неплохо», «какая звуковая сцена!», «будто на съемочной площадке». Результат, что называется, говорит сам за себя!

Справедливости ради, есть дизайнеры ДК (и один из них — большой авторитет для нас), убежденные, что изогнутый экран — своеобразная акустическая «линза», фокусирующая звук в центре кинозала. Определенно: те, кто провели пару дней за калибровкой акустики комнаты, находят вопрос спорным, и мы в их числе. Давайте исследуем проблему с точки зрения физики и логики.

Логически, мы сейчас обсуждаем акустически прозрачные экраны — они прозрачны с двух сторон, и никак не являются акустическими «зеркалами». С этой точки зрения фронтальный звук, падающий на экран, должен пройти насквозь в среду за экраном (у вас тоже так ДК устроен?).

О физике. Предположим, что экран прозрачен только на 90% для конкретной частоты. Это означает, что 10% звука (этой частоты спектра), отразившись от экрана, попадает назад. ОК, давайте исследуем эти 10%. Первое: в каких местах звук может отражаться? Это могут быть стены около «фронтов», за экраном и сзади зрительских кресел. Хорошо, но далеко не всегда встречаются комнаты, где задняя стена обладает оптимальным поглощением и рассеянием звука? Все, что отразилось от задней стены, ослаблено рассеянием и, если эта звуковая волна собирается внести диссонансы в сцену, отразившись от экрана, то она сначала пройдет через наши уши. Следующий факт — интенсивность звука уменьшается пропорционально квадрату расстояния от источника. Любая волна, прошедшая этот путь, проходит двойную длину комнаты, плюс расстояние от экрана до ушей. Таким образом, данный паразитный звук сильно ослаблен относительно оригинальных децибел SPL, т.е., либо полностью маскирован, либо не слышен вообще.

«Сайды» или боковые колонки не создают подобных проблем — геометрия не позволяет. «Тылы» могут «мешать», но опять же, они куда меньшей мощности и стоят далеко от центра — и здесь геометрия работает в нашу пользу. Но рискнем предположить, что экран все-таки отражает 10% акустической энергии — пусть, но это все равно куда ниже значимых для слуха уровней.

Резюмируя, скажем, что 2.35:1 и криволинейные экраны дали нам ожидаемое в течение многих лет: настоящие кинотеатральные ощущения в условиях именно ДК, комфорт и чудесную атмосферу семейного отдыха. Если хотите убедиться, не стоит долго читать авторитетные статьи — просто посетите шоу-рум с 2.35:1 криволинейным экраном Cinemascope.



Если Вы не нашли ответа на Ваш вопрос, обратитесь в нашу службу поддержки

Техническая поддержка

* обязательные поля

Согласно «Закону 152-ФЗ» уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.